17 ноября на филологическом факультете состоялась встреча с актерами Томского драматического театра, посвященная обсуждению спектакля «Лариса и купцы». Дебютная работа Александра Огарёва, нового главного режиссера театра драмы, вызвала большой резонанс среди публики, получив самые разные оценки. Театралы ждали спектакль с нетерпением как первую работу, своеобразный художественный манифест нового главного режиссера. А театралы-филологи с особым интересом встретили новую интерпретацию классического текста.
Кафедра литературы ХХ века организовала эту встречу, чтобы раскрыть тайну спектакля и понять: это современное прочтение классики или смелый эксперимент, к которому публика еще не готова?
Гостями встречи стали главный режиссер театра Александр Огарёв (ученик Анатолия Васильева, поставивший множество спектаклей в России и за рубежом, лауреат премии «Золотая маска» 2011г.), актеры театра (Александрина Мерецкая, Антон Антонов, Владислав Хрусталёв, Данила Дейкун, Иван Лабутин), а также известный томский журналист и культурный обозреватель Татьяна Веснина.
Дискуссии и обсуждения спектаклей – давняя традиция факультета, которая возрождается на наших глазах. В прошлом году состоялась встреча с коллективом Театра юного зрителя, посвященная спектаклю «Язычники» по современной пьесе Анны Яблонской. В этом году предметом обсуждения стала экспериментальная постановка по классическому тексту Александра Островского «Бесприданница». Интересно, что Александр Огарёв изменил название спектакля на «Лариса и купцы». Причины, по словам режиссера, различны:во-первых, хотелось выделить фигуры купцов и связать постановку с историей Томска, а во-вторых, сделать спектакль более современным и понятным широкому кругу зрителей:
- Томск – город купеческий в части своей истории. При этом, понятие «купцы» для меня ассоциируется не только с торгашеством и зажиточным образом жизни, но и со свойством русских богатых людей тратить деньги на прекрасное, на искусство <…>. Кстати, и первые томские театральные здания строились купцами.
Встреча проходила в формате свободного общения и чаепития. Александр Огарёв подчеркнул, что спектакль рассчитан именно на молодежь, поэтому для коллектива важно было услышать отклик зрителей-студентов.Филологи с радостью воспользовались возможностью пообщаться с художником:
«Спектакль «Лариса и купцы» - это, несомненно, новая страница в томской театральной жизни. Он смелый, живой, эмоциональный, говорящий сам и заставляющий говорить о себе. В нем множество символов и загадок, которые зритель может разгадывать на протяжении всего действия: сложные образы декораций, в которых эстрадный помост может с легкостью превратиться в лодку Харона, игра актеров, балансирующая на грани гротеска, и то, что называется жаждой жизни – все это делает постановку сложной и интересной».
О своих впечатлениях говорили не только студенты, но и преподаватели факультета. Назвав спектакль напряженным и откровенным (порой, чрезмерно), они отметили, что встреча лицом к лицу с режиссером и актерами, их живое толкование постановки открыло много нового, подарило другой взгляд на неоднозначный спектакль.
Александр Огарев ответил на вопросы слушателей:
- Хочется обнаружить свой взгляд на то, что такое классика сегодня, как она может звучать, насколько провокационной и спорнойона может быть. Если режиссура не вызывает споров, то она больше претендует на скуку, чем на чей-то интерес. Нам хотелось сделать насущным то, что происходит в тексте «Бесприданницы».
Есть автор, он очень интересно пишет, и мы должны сделать все, чтобы он был абсолютно интересен в наше время. Он говорит нашим языком. Есть вещь, которая имеет огромный эмоциональный потенциал. И я хочу, чтобы эта эмоция пролилась на зрителя.
Актеры с радостью приняли приглашение на следующую встречу, чтобы обсудить очередную премьеру театра Драмы.
Русский