Интервью о филфаке с Михаилом Родионовым

Rodionov.jpg– Здравствуйте, Михаил. Расскажите, как так вышло, что Вы из Москвы и приехали учиться быть писателем в Томск. Почему сюда?

Осенью 2013 года, когда отчислился с филфака МПГУ (я не хотел становиться учителем русского и литературы), понял, что мне необходимо поступить в Новосибирское высшее военное командное училище. Потом, когда мой районный военкомат признал меня непригодным даже к срочной службе, я решил отправиться в какую-нибудь горячую точку защищать людей. Отец сказал тогда, что если я поеду, то и он поедет, и я решил, что пусть в семье останется кормилец. Тем не менее, раз уж я решил уехать из Москвы, то поспрашивал по знакомым, которые рассказали про Томск, местный филфак и людей. Заочно мне все нравилось, слово Томск я слышал раз в пятый, но начал отличать от Омска. На всякий случай подался еще в Литературный институт, прекрасно сдал внутренние испытания, но не хватило одного балла на очный бюджет, меня уговаривали на заочку. А в ТГУ прошел.

– Первый семестр на «Литературном творчестве» – каково это? Чисто по ощущениям, меняется ли резко мировоззрение? Что происходит вообще?

Весь первый семестр был очень сложным в плане превозмогания себя для похода на учебу. Почти все, с кем я познакомился за первые полгода, впоследствии как-то исчезли из жизни. Второй семестр полегче – я озаботился здоровьем, сдал 6 долгов с первой сессии, начал учиться и плавать в бассейне 6 раз в неделю. Может, что-то меняется у людей. Зависит от того, каким ты приходишь на первый курс. Мне было 20, я был почти самым старшим на потоке, меня мало что могло поменять. А если первокурснику 16-18 лет, то, конечно, голова ходуном ходит. Если смотреть на других – да. Первый семестр (но больше весь первый курс) многое расставил по местам. Почти все случайные люди отчислились или были отчислены за год.

– Можно ли научиться быть писателем? И если нет, то зачем нужно поступать на «Литературное творчество»? В чем уникальность этой специальности? Что дает из преимуществ?

Можно, конечно. Даже если депрессивный подросток заведет паблик во Вконтакте, его будут читать и считать писателем или поэтом. А вы докажите, что не поэт. Если ребенок со способностями хочет поступить на журфак, чтобы быть журналистом, то его нужно просто отдавать на литературное творчество. А если нет, то лучше все же на журфак. Широкие компетенции, навыки работы с разными видами и жанрами текстов. Возможность влиться в творческую тусовку (хотя бы томскую). Когда большая институция давит на тебя сверху и говорит «ДЕЛАЙ», это помогает как-то двигаться. Учат думать и медленно читать. Научаются не все, конечно.

– Какие возможности после выпуска? Вот Вы, например, военкор в Интерфаксе! Какие еще перспективы у тех, кто заканчивает эту специальность?

Не совсем, я выпускающий редактор агентства военных новостей «Интерфакса». Специальность не предполагает трудоустройства в «Интерфакс», это вышло достаточно случайно. С дипломом литературного творчества можно спокойно заниматься журналистикой. Но нужно что-то делать во время пятилетнего обучения, чтобы потом взяли на работу – набивать портфолио, работать. Кто-то работает в театре, кто-то учителем. Можно работать в пресс-службе разных организаций, в издательствах. В конце концов, выпускник имеет на руках ряд навыков для работы с собственными текстами, и можно плотно заняться литературной работой.

– Дельный совет молодым и бойким: как ты думаешь, можно ли найти грань между тем, чтобы оставаться верным себе, не потерять уверенность в своем таланте и тем, чтобы адекватно воспринимать критику, замечания, быть готовым переписывать снова и снова. Если да, то как это сделать? Если нет, что как быть?

Нужно находить баланс и пытаться сохранить психическое здоровье. Студента-писателя оценивают мастера и однокурсники, которые часто не сходятся с ним во вкусах, имеют разный уровень начитанности и интеллекта, в конце концов, у них разное настроение. Я бы сказал, что слушать нужно все, но потом обрабатывать эту информацию, взвешивать, задумываясь, не ерунду ли мне наговорили все эти люди. У меня как было: за ночь читаешь 3 поэтических сборника, пишешь текст до утра страниц на 10, меня руководитель хвалит, нежно делает замечания, и мы расходимся с улыбкой, а бывало, что я недели две читаю и пишу, прихожу вымученный и ухожу побитый. Важно уметь держать удар и терпеть. Не обижаться, не оскорбляться или огрызаться. Отвечать нужно, но результатом работы, просто становиться лучше. Вот: нужно прислушиваться, слышать неслышимое.

– Пара слов от Вашей большой писательской души просто для напутствия. Спасибо!

Если вы пошли на филфак и «Литературное творчество», потому что «писатель – это так романтично и прикольно, напишу про любовь» или у вас не хватило баллов на другой факультет, и вы решили «почему бы нет», то отчисляйтесь и «Не тратьте мое профессорское время», – как выразилась одна из профессоров кафедры русского языка. А вообще – расставляйте приоритеты и не тратьте свое и чужое время на занятия тем, без чего вы можете спокойно жить. Где-то можно сфилонить, а где-то поднажать. Важно получать удовольствие. Пишите, читайте и общайтесь с людьми. Я вот писал, читал, пообщался с девушкой, и мы поженились. Хорошо ведь. Жизнь шире учебы, конечно.