Дополнительная специализация 021706 «Русский язык как иностранный»

  • С 2000 г. на ФилФ ведется подготовка специалистов, владеющих специальной методикой обучения русскому языку как иностранному и как неродному.
  • Обучение по специализации способствует формированию у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда.
  • Количество выпускников. С 2002 г. – по 2012 г  окончили специализацию около 89 человек – все на договорной основе: 76 студентов ФилФ, 10 студентов ФИЯ, 3 – иные.
  • Выпускники успешно работают в качестве преподавателей русского языка как иностранного в ТГУ, в других вузах г. Томска, а также в других городах страны и за рубежом.
  • Преподаватели кафедры русского языка филологического факультета, осуществляющие специализацию, прошли подготовку в ведущих российских центрах, занимающихся лингводидактическим описанием РКИ и практическим обучением иностранных студентов; имеют опыт работы (также в зарубежных вузах) с иностранцами.
  • Обучение производится по авторским учебно-методическим комплексам с применением современных технологий обучения.
  • Программа включаетблок методических курсов, обеспечивающих  теоретическое осмысление и  практические навыки преподавания разных аспектов русского языка в иностранной аудитории, блок дисциплин страноведческого цикла.
  • Важное место отводится педагогической практике студентов в иностранной аудитории.

Дисциплины специализации:

  • Введение в специализацию РКИ
  • Принципы и методы обучения русской фонетике
  • Лексический компонент в практике преподавания РКИ
  • Обучение русскому языку на деривационной основе
  • Проблемные вопросы обучения грамматике РКИ
  • Методика обучения синтаксису в преподавании РКИ
  • Преподавание стилистики и культуры речи в аспекте РКИ
  • Виды речевой деятельности
  • Моделирование учебного процесса
  • Обучение языку специальности на занятиях РКИ
  • Лингвострановедение в методике преподавания РКИ
  • Русский фольклор в обучении РКИ
  • История России в практике преподавания РКИ
  • Информационно-коммуникационные технологии в преподавании РКИ
  • Теория и практика лингводидактического тестирования в обучении РКИ.

Дополнительное образование, курсы повышения квалификации

  • Программа «Обучение русскому языку как иностранному в современных социокультурных условиях» в рамках централизованной системы ФПК.
  • В 2006-2013 гг. прошли повышение квалификации 72 преподавателя из 21 вуза РФ: Алтайского, Горно-Алтайского, Пензенского, Хакасского, Кемеровского, Тывинского, Уральского, Амурского государственных университетов; Иркутского лингвистического университета, Новосибирского государственного технического университета, Московского гуманитарного университета им. Шолохова, Красноярского государственного педагогического университета, Кузбасской государственной педагогической академии, Сибирского индустриального университета, Новосибирского университета экономики и управления, Томского политехнического университета, Томского государственного педагогического университета, Томского государственного архитектурно-строительного университета, Томского государственного университета.
  • Программа «Обучение русскому языку как иностранному в современных социокультурных условиях» ориентирована прежде всего на преподавателей русского языка как иностранного, желающих пополнить и систематизировать свои знания в области специальной методики обучения неродному языку.
  • Программа осуществляется в очной и дистанционных формах.  Особенности построения программы:
  • Компетентностный подход в основе проектирования программы;
  • Возможность формирования индивидуальной траектории обучения, определяемой потребностями обучающегося в зависимости от уровня его базовой филологической подготовки и опыта в области обучения русскому языку как иностранному;
  • Разработка в качестве выпускных квалификационных работ самостоятельного (авторского) проекта с применением информационных и коммуникационных технологий, в том числе современных систем технологической поддержки процесса обучения, обеспечивающих комфортные условия для обучающихся;
  • Применение электронных образовательных ресурсов;
  • Использование сетевых методов обучения.
  • Представленная программа имеет модульную структуру, включающую обязательные модули и элективные. В случае часового объема набора модулей в отдельную программу не менее 72 и не более 100 часов, по окончании обучения слушатели получают удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.
  • Целевая аудитория программы:

               - Преподаватели РКИ, цель – пополнить и систематизировать знания в области специальной методики обучения неродному языку.
               - Аспиранты, магистранты и бакалавры, цель – оптимизировать процесс освоения основных дисциплин «Русский язык как иностранный».
               - Школьные учителя, цель – помочь в овладении методикой, необходимой в условиях работы с учащимися, для которых русский язык является неродным.


По всем вопросам, касающимся обучения по данной программе, обращаться в Институт дистанционного образования ТГУ.

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36,
Томский государственный университет,
учебный корп. №2 (правое крыло), 2 этаж, Институт дистанционного образования ТГУ, метод. кабинет № 8
E-mail: office@ido.tsu.ru
Тел.: (3822) 529-494, 534-433, 529-799
Факс: (3822) 529-494, 529-579

Русский